Главная страница -> Портфолио -> Моя педагогическая философия

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

 

Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Нашей семье есть чем гордиться: три поколения учителей трудятся на благо России!

Бабушка – учитель по призванью.

Сорок лет уроков и звонков.

А как часто к ней приходят письма

Благодарных тех учеников.

Дочь ее, а значит, моя мама,

Тоже путь свой выбрала такой.

Может быть поэтому не мыслю

Я пойти дорогою другой.

Права ли я в том, что выбрала профессию учителя? Бывают моменты, когда хочется попробовать себя в другой сфере деятельности. В эти минуты мысленно представляешь: кем я могу работать? Временно заменить кого-то - пожалуйста, а постоянно - нет, не смогу. Не смогу без ребят, коллег. Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности моих учеников не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам! Как избежать, предотвратить их? И я стараюсь понять, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным, каковы личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для меня она такова: каждый ученик талантлив, а может быть, даже гениален. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – талантлив. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.

Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Помните древнюю мудрость? Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Учитель – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для  учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Жизнь ребенка протекает в едином информационном поле, и учитель, умеющий принять и сохранить целостность этого поля, в первую очередь заслуживает уважения. Подростки, с присущим им максимализмом принимают учителей за другое сословие, иную расу, далекую от действительности их собственного мира. Но когда они видят, что взрослый, образованный человек, пришедший в их коллектив, в сложившуюся и понятную только им субкультуру, начинает умело пользоваться современной техникой, читать «их» журналы и слушать «их» музыку, знать кумиров и т.п., т.е. органично вливаться в их информационно-культурное пространство, не заискивая, но облагораживая его, давать стоящие, заслуживающие уважения советы и комментарии, такой учитель для своих учеников превращается в наставника, друга и учителя с большой буквы.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души.

Не так-то это просто быть Учителем. Но это мой сознательный выбор. Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя. И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.